Language: Church Slavonic

устав или типик

Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко:
Оу҆ста́въ или типикъ
- (???? – образец, форма, учреждение, установление) = так называется церковная книга, в которой определяется состав, порядок и чин церковных богослужений на каждый день года, указываются праздники, посты и разрешения на целый год, и сверх того, излагаются некоторые правила для жизни монашествующих. Впрочем, не все богослужения определены в книге называемой уставом, но устав некоторых богослужений нужно искать в других богослужебных книгах: устав литургий излагается в служебнике, вместе с самими литургиями; устав полунощницы, часов и повечерий в часослове, вместе с сими службами; устав совершения таинств, погребений, водоосвящений, освящения храмов, пострижения в монашество – в требнике, вместе с сими богослужениями. А собственно так называемый устав или типик главною задачею имеет соглашение Минеи с Октоихом, или Минеи с Триодио в вечернем или утреннем богослужении; прочих же богослужений он касается только в тех случаях, когда в чем-нибудь, по требованию праздника, либо поста, устав сих богослужений может быть изменен. Здесь неизлишне определитьнекоторые термины, имеющие связь с понятием устава, а именно: чин, последование, чинопоследование. Чин есть устав отдельной какой-либо службы, выбранный из общего устава. Последование есть самая служба, совершаемая по чину. Чинопоследование есть вместе и чини последование, т.е. и устав службы и самая служба. Устав церковный в первон. виде написан свят. Саввою Освященным; пересматривали его Софроний, патр. Иерусалима, и Иоанн Дамаскин. Это – устав иерусалимский. В XI в. явился устав студийский, введенный в цареградских церквах патриархом Алексеем Студитом. В России сперва действовал устав студийский, заимствованный преп. Феодосием печерским; с XVI века стали входить уставы аеонские и иерусалимские. Кроме того, особые уставы монастырские писали Нил сорский, Иосиф волоколамский, новгородский архиепископ Макарий.
Превосходное исслед. об историч. образ. церков. устава принадлежит проф. М.Д. Ак. И. Д. Мансветову.
Устав Владимир – хотя приписывается св. равноапостольскому кн. Владимиру, но написан не позже 1280 г.; он найден в Синодальной библиотеке Карамзиных. (О нем см. в Истории государства Российского, т. 1, гол. 10, прим. 506).
Устав Ярослава – так же, как и устав Владимира, определяет меру пени за разные проступки.
Устав – способ письма, при котором буквы походят на печатные; если примешивабтся буквы скорописные, то такое писание называется полууставом. В России древнейший способ письма был устав; полуустав употребляли с XIV до XVII века; потом явилась скоропись. Ныне уставом и полууставом пишутся поминанья, молитвы и рукописи старообрядческие.